В СССР широко применялась смертная казнь в отношении несовершеннолетних. Миф в основном используется для «иллюстрации» людоедской сущности Советской власти, попрания ею всех уголовных и нравственных законов.
Наиболее часто при этом ссылаются на известное Постановление СНК СССР, ЦИК СССР от 7 апреля 1935 года № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»:
«В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних, ЦИК и Совнарком СССР постановляют:
«В годы террора нередко казнили подростков и беременных женщин. В Грузии (Батуми) по обвинению в организации покушения на Берию была расстреляна группа подростков-школьников. В 1937-м тройкой под председательством наркома внутренних дел Грузии С.А. Гоглидзе была приговорена к расстрелу группа девушек»2).
Большую путаницу в попытку разобраться вносит то, что возрастные границы несовершеннолетия в СССР изменялись.
«Как в современном законодательстве, так и в правовых памятниках прошлого в основном выделяются две возрастные границы: возраст малолетия и несовершеннолетия; малолетний возраст субъекта исключал уголовную ответственность, а несовершеннолетний - позволял смягчить меру уголовно-правового воздействия. Понятие «несовершеннолетний» неразрывно связано с понятием «возраст», а значит, изменение возрастных границ уголовной ответственности непосредственно влияет на значение понятия «несовершеннолетний»»3).
Например, современное законодательство РФ определяет возраст совершеннолетия в 18 лет, общий минимальный возраст уголовной ответственности в 16 лет, а по отдельным составам преступлений - пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Таким образом, подростки до 14 лет считаются малолетними и уголовному преследованию не подлежат вне зависимости от тяжести совершённых ими преступлений.
Нынешние нормы права сложились далеко не сразу. Поэтому то, что вызывает негодование и неприятие сейчас, долгое время считалось вполне приемлемой нормой. Даже сейчас ряд стран практикуют смертную казнь в отношении несовершенолетних. По данным «Международной амнистии» «С 1990 по 2003 гг. МА задокументировала 34 случая исполнения смертных приговоров в отношении несовершеннолетних: в Китае (1), Конго (1), Иране (7), Нигерии (1), Пакистане (3), Саудовской Аравии (1), Йемене (1) и США4) (19). Из них 15 казней имели место после 2000 г.»5).
Несмотря на то, что за 1990-2000-е годы ряд стран (в том числе и США6), на которые приходилось казненных несовершенолетних больше, чем в остальных странах вместе взятых) отказались от казни несовершенолетних вообще или же сильно подняли допустимую нижнюю планку возраста, казни продолжаются и в современное время. «За истёкшую часть 2007 года в Иране казнили двух несовершеннолетних преступников, и одного - в Саудовской Аравии, одного - в Йемене и ещё одного - в Афганистане»7).
Для начала надо отметить, что ст. 22 действовавшего на тот момент УК РСФСР напрямую запрещала применение смертной казни к лицам, не достигшим возраста совершеннолетия: «Не могут быть приговорены к расстрелу лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления, и женщины, находящиеся в состоянии беременности»8).
Статья же 12 УК РСФСР была изменена в соответствии с п. 1 упомянутого Постановления с формулировки:
«Меры социальной защиты судебно-исправительного характера не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении которых могут быть применяемы лишь меры социальной защиты медико-педагогического характера»
на формулировку:
«Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания».
Таким образом, возраст малолетия был снижен на два года, с 14 до 12 лет.
Вторым существенным фактором является то, что за все преступления, перечисленные в новой редакции ст. 12 УК РСФСР предусматривалось максимальное наказание не более чем 10 лет лишения свободы.
Наконец, надо подчеркнуть, что постановление от 7 апреля 1935 года не подлежало расширительной трактовке:
«Привлечение несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет может иметь место лишь в делах о нарушениях, предусмотренных постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 года; все остальные случаи нарушений со стороны детей в возрасте от 12 до 16 лет в уголовном порядке не наказуются и за них ответственность несут родители, опекуны, а также подстрекатели и организаторы преступлений несовершеннолетних согласно законам от 7 апреля и 31 мая 1935 года»9).
По СССР 1920-1950-х гг. исчерпывающе охарактеризовал ситуацию исследователь Питер Соломон: «В ходе работы с обширными архивными документами (как самого автора, так и его коллег) не удалось обнаружить примеров приведения в исполнение смертных приговоров [несовершеннолетним]. Только в июне 1936 г. руководство органов юстиции информировало Сталина и Молотова об одном инциденте, когда восемь подростков в возрасте от 15 до 18 лет систематически насиловали школьниц под угрозой применения оружия. Судебные власти запрашивали руководство партии и правительства о разрешении судить этих преступников по статье «бандитизм» (статья 59-3 УК) и применить смертную казнь по отношению к шестнадцатилетнему главарю банды. (Следует обратить внимание на то что «бандитизм» не являлся преступлением, упомянутым в указе). Нет документальных свидетельств об ответе Сталина и Молотова на это письмо. Цитированные выше официальные документы того времени позволяют сделать вывод о том, что вожди ответили отказом»10).
За послевоенное время достоверно известен только один случай смертной казни для несовершенолетнего. Это казнь 15-ти летнего Аркадия Нейланда11) 11 августа 1964 года, зверски убившего 37-летнюю домохозяйку и ее трехлетнего сына.
Таким образом, за весь советский период истории смертная казнь в отношении несовершеннолетнего применялась один раз, в отношении вышеупомянутого Аркадия Нейланда. Других достоверных свидетельств о применении ВМН в отношении несовершеннолетних не найдено.