Широко распространено мнение, будто бы во время похорон Л.И. Брежнева гроб уронили в могилу. Многие утверждают, что «видели это собственными глазами» во время телетрансляции похорон.
«В 1982 году во время похорон гроб с телом Л.И. Брежнева уронили в могилу. Глухой удар тогда слышали все, даже те, кто смотрел трансляцию похорон по телевидению. Поговаривают, что перед погребением у гроба с телом генерального секретаря провалилось дно»1).
«Запоминаются только инциденты. Например, когда опускали гроб Брежнева, его чуть не уронили. В народе тогда разные толки ходили, поскольку это считается плохой приметой»2).
«Процесс захоронения снимали вблизи, в прямом эфире. Что, как выяснилось, было большой ошибкой. Потому что гроб Брежнева умудрились уронить. Вместо плавного траурного опускания в специальную стальную прямоугольную шахту, железный гроб с жутким грохотом сорвался с черных траурных лямок и провалился в гробницу. Гулким стоном отозвалась земля Кремля. Было видно, как разом смело всех ворон с огромных кремлевских елей. Виновных, конечно, наказали. Но поздно. Ущерб общественному сознанию был уже нанесен этим падением. Это был замаскированное, символическое падение советской власти, хотя тогда этого еще никто не знал. В стране, где можно было уронить Брежнева - в такой стране можно теперь было делать что угодно»3).
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Обратите внимание на орудийные залпы на 10-й, 25-й, 40-й и 55-й секунде. Первый из них приходится как-раз на тот момент, когда гроб начинают опускать в могилу, и именно он, скорее всего, и стал причиной возникновения данного мифа.
В известном цикле передач Леонида Парфёнова «Намедни» также упоминается этот миф, и приводится полная версия съёмки церемонии опускания гроба.
Наконец, вот что об этом сам говорит человек, опускавший гроб Брежнева в могилу: «Когда родственники прощались с Леонидом Ильичом, ко мне подошёл комендант Кремля: «Георгий, столько гостей иностранных понаехало! Давай опустим гроб на бой курантов!» Гроб закрыли, сняли со стола, поставили на планку – и стоим, взявшись за полотенце, ждём. Минута, наверное, прошла. Наконец, ударили куранты, одновременно с ними раздались залпы траурного салюта. Поскольку звукооператор находился рядом с орудиями, грохот получился такой, что телезрители чуть не оглохли. Вот и подумали: «Полковники гроб уронили». Нас тогда все почему-то за полковников принимали»4).