Сталин предлагал поделить сферы влияния на Луне

Краткое содержание мифа

Утверждается, что на Потсдамской конференции в августе 1945 года, Сталин сделал предложение, повергшее в шок участников конференции стран-победителей. Он предложил разделить сферы влияния на Луне, причем не только обсудить вопрос, но и подписать соглашение. Ссылаются на воспоминания якобы переводчика Президента США Трумена - Роберта Майлина. Позже к этому мифу приплели переводчицу с советской стороны Зою Зарубину, которая умерла в 2009-м году и опровергнуть уже не могла.

Примеры использования

«Август, 1945 года. Потсдамская конференция. Сталин делает заявление, повергшее руководителей победивших стран в состояние шока - он предлагает собеседникам обсудить проблемы раздела лунной поверхности. И не просто обсудить, а подписать соответствующее соглашение с учетом несомненного приоритета СССР в этой сфере.

Роберт Майлен, работавший в то время у президента переводчиком США, позднее вспоминал: «Трумену вначале показалось, что он ослышался, или слова дяди Джо ему неверно перевели.

- Простите, господин Сталин, Вы имеете конечно раздел Германии? - переспросил он.

Сталин затянулся своей знаменитой трубочкой и очень четко повторил:

- Луны. О Германии мы уже договорились. Я имею ввиду именно Луну. И учтите, господин президент, у Советского Союза есть достаточно сил и технических возможностей, чтобы доказать приоритет самым серьезным образом» 1).

«Знаменитая советская разведчица Зоя Васильевна Зарубина, с которой я много лет дружил, однажды рассказала мне любопытную историю. Зоя Васильевна работала переводчицей на Ялтинской, Тегеранской и Потсдамской конференциях, а потому была свидетельницей событий, которые и по сей день вызывают вопросы и споры. Одним из таких событий и было странное заявление Сталина в августе 1945 года на Потсдамской конференции. Это заявление повергло руководителей победивших стран в состояние шока. Ибо, по словам Зои Васильевны, Сталин неожиданно предложил Трумэну и Черчиллю обсудить проблему раздела Луны. И не просто обсудить, а подписать соглашение с учетом несомненного приоритета СССР в этой сфере.

«Трумэну вначале показалось, что он ослышался или слова дяди Джо ему неверно перевели. Он даже попросил своего переводчика Роберта Майлина уточнить, господин Сталин, видимо, имеет в виду, конечно, раздел Германии… Сталин затянулся своей знаменитой трубочкой, – вспоминает Зоя Васильевна, – и очень четко повторил: «Луны! О Германии мы уже договорились. Я имею в виду именно Луну. И учтите, господин президент, у Советского Союза есть достаточно сил и технических возможностей, чтобы доказать наш приоритет самым серьезным образом»»2).

Действительность

В действительности такого разговора не существовало. Данный «факт» - плод фантазии писателя-фантаста Романа Арбитмана, создавшего под псевдонимом Кац Рустам Святославович небольшое художественное произведение в духе альтернативной реальности под названием «История советской фантастики». Но, как это бывает в России и подтверждается уже имеющимися в архиве сайта мифами, очень часто художественный вымысел переходит в состояние сенсации и преподносится обывателю как чистейшая правда. Итак, предоставим слово самому автору:

«Беда в том, что разговор Сталина с Трумэном о Луне сочинил я. Как изобрел я и Роберта Майлина, и его не существующую в природе книгу Hirosima Followed Potsdam (New York, 1966).

Чтобы объяснить, откуда что взялось и почему, надо вернуться на восемнадцать лет назад и сделать небольшое автобиографическое отступление.

В 1993 году я выдумал доктора филологических наук по имени Рустам Святославович Кац, а затем под маской липового доктора выпустил в саратовском университетском издательстве тиражом тысяча экземпляров фантастический роман. По форме это была квазимонография «История советской фантастики» — про то, как еще в 1917-м Владимир Ильич решил, что именно писатели-фантасты займутся государственной идеологией, а основной темой их писаний (тесно увязанных с деятельностью Агитпропа и прочих серьезных ведомств) будет битва большевиков за Луну. Таким образом, главной маниакальной целью партийного руководства от Сталина до Черненко стало достижение и освоение самого крупного спутника Земли, а вектор развития советской литературы — и заодно всей советской страны — чуть сместился по сравнению с реальностью.

Конечно же, я вовсе не собирался фальсифицировать прошлое, внося умственную смуту и снося некрепко сидящие крыши. Я работал в почтенном жанре литературной мистификации вкупе с тогда еще не ставшей у нас ширпотребом «альтернативной историей».

Внешне книжечка Каца … смахивала на изыскания провинциального филолога, и это, как я надеялся, избавляло от скоротечных подозрений.

…читатель «монографии» Каца должен был ощутить неладное далеко не сразу, но с каждой перевернутой страницей все больше мучиться сомнениями. И уже к странице 20-й — в крайнем случае 50-й! — всякий, кто помнил школьные уроки истории и литературы, обязан был догадаться о жанре книге.»Надо признать, судьба малотиражной книги доктора Каца сложилась на удивление удачно: она была замечена критиками, собрала десятки рецензий, попала в разные литсправочники, получила три премии — от любителей НФ, от коллег-фантастов и от Бориса Стругацкого. Вслед за саратовским изданием вышло московское.»

Далее автор пишет, что кусок из книги вырвался на свободу и стал жить своей жизнью - был преподнесен как исторический факт:

«И дело не ограничивалось телефильмами! Во всемирной паутине я с некоторым даже мистическим ужасом обнаружил ссылки на десятки публикаций, сетевых и бумажных, — от бульварного петербургского таблоида НЛО до ежедневной газеты «Подмосковье», учрежденной правительством Московской области и областной Думой. Ту же лунно-сталинскую тему граждане мусолили на разнокалиберных интернет-форумах от Владивостока до Тамбова и Белой Калитвы.»3)

P.S. Книгу Рустама Святославовича Каца «История советской фантастики» можно найти в интернете в свободном доступе.