,

Сталин хотел ввести триколор в качестве флага РСФСР

Краткое содержание мифа

Утверждается, что Сталин в начале 1943-го года пытался «перехватить» в своих целях идею русского национализма и даже планировал для этого использовать внешнюю аттрибутику в виде бело-сине-красного флага.

Это утверждение также попало и на страницы скандально известного «зубовского» учебника по истории России: «Сталин был даже готов ввести в 1942-1943 гг. трехцветный бело-сине-красный флаг как флаг части СССР - Российской СФСР».1)

Примеры использования

«В Госархиве Российской Федерации лежит документ – это перехваченная немцами секретная телеграмма Молотова Литвинову, который был советским представителем в Вашингтоне, о том, что было экстренное совещание Политбюро, и Сталин хотел ввести бело-сине-красный флаг, чтобы перехватить это у Власова».2)

Действительность

В 2000 г. Юрий Цурганов опубликовал статью с интригующим названием «Зачем Сталину трехцветное знамя?».3) В ней цитируется телеграмма Молотова послу в США Литвинову от начала 1943 г.:

«В начале 1943 г немцы перехватили телеграмму наркома иностранных дел В.Молотова советскому послу в Вашингтоне М.Литвинову. Документ, носивший гриф «совершенно секретно» сообщал: «10 января состоялось заседание Политбюро. Слушали сообщение НКВД и местных парторганизаций на постановление об изменении знаков различия и других мероприятиях по укреплению дисциплины в армии. Тов. Сталин считает необходимым безоговорочное проведение взятого курса. Общая политическая и военная обстановка требует еще более резкого курса на патриотизм и русский национализм. Признано своевременным переименование Красной армии в Русскую армию, изменение названия «командир» на «офицер», привлечение духовенства всех исповеданий, особенно православного, на службу в армии. По поручению т. Сталина выясните реакцию Белого дома, Конгресса и военных кругов на возможность изменения конституции и введения трехцветного государственного флага».

В данной статье дается ссылка на источник информации - ГАРФ, фонд 5761, оп. 1, д. 9, л. 207. Далее, в этой же статье, утверждается: «А 22 июня 1943 г. в Пскове прошел парад одной из частей РОА под бело-сине-красным флагом. Это был первый, после гражданской войны, зафиксированный случай поднятия русского знамени на родине. Телеграмма Молотова свидетельствует о стремлении Сталина перехватить у Власова внешнюю атрибутику и терминологию русского патриотизма».

Совершенно не понятно, почему Сталин уже 10.01.1943 знает, что 22.06.1943 в Пскове состоится парад РОА и поэтому пытается «перехватить внешнюю атрибутику».

Указанный фонд относится к числу тех, что содержат документы по истории белого движения и эмиграции, а именно фонд 5761 это: «КАНЦЕЛЯРИЯ КАЗАЧЬЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. г. Прага. 1941 - 19[45]»4), что совершенно не подходит для хранения телеграмм советского МИДа. Не могут в пределах одного дела в архиве лежать документы коллаборационистского «командира Донского Корпуса» и советская МИДовская переписка. И главный редактор журнала «Посев» Ю. Цурганов об этом знает, так как работал именно с этим фондом в архивах. В своей книге «Неудавшийся реванш»5) он ссылается на документ из этого фонда6), соседние листы дела.

Саму же телеграмму Ю. Цурганов приводит не полностью и «забывает» указать, что «оригинал» написан на украинском языке. Конечно же, не приходится предполагать, что переписка между Молотовым и посольством в США шла по-украински.

Так творческому переосмыслению эмигрантской прессы и немецкой пропаганды подверглись указ Президиума Верховного Совета от 06.01.1943 «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии»7) и одноименный приказ НКО от 15.01.438).

Пропаганда рассматривается некритически и выдается за заслуживающий доверия источник информации.

Использовано обсуждение

http://labas.livejournal.com/892366.html

http://labas.livejournal.com/896265.html

http://ru-history.livejournal.com/2177920.html

1)
Под ред. Зубова: «История России. XX век». М., АСТ, 2009, книга 2, стр. 122
3)
Посев, 2000, № 10, стр.36
6)
«Информация командира Донского Корпуса от 17 марта 1943. — ГАРФ, ф. 5761, оп. 1, д. 9, л. 206»