Условное название мифа:
Штрафные части формировали из заключенных
Развёрнутое описание:
«Во время Великой Отечественной войны заключенным была предоставлена возможность с оружием в руках заслужить прощение. Из этих категорий лиц образовали штрафные батальоны (штрафбаты), наводившие ужас на гитлеровцев своей жестокостью.»1)
Примеры использования:
« В штрафбатах сражались дезертиры и окруженцы, уголовники и «политические» – все те, кто имел вину (подлинную или мнимую) перед Родиной» 2)
Действительность:
Осужденные за бандитизм и контрреволюционные(политические) преступления (кроме недоносительства) не могли попасть в армию. Также, не могли попасть в армию и лица, отбывшие основное наказание и пораженные в правах.
«Примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР предназначалось для применения к военнослужащим. Но перед советской юстицией, естественно, встал вопрос, насколько целесообразно в ряде случаев приводить в исполнение приговоры, присуждавшие лиц призывного возраста или военнообязанных к лишению свободы. Отбывание этого наказания являлось препятствием к отбыванию воинской обязанности. Между тем осуждение лиц призывного возраста или военнообязанного за бытовое или служебное преступление к лишению свободы в ряде случаев не свидетельствовало о том, что данное лицо недостойно с оружием в руках защищать социалистическое отечество, если исполнение приговора будет приостановлено. Поэтому Верховный суд СССР 22 января 1942 г. дал руководящее указание, согласно которому осуждение лиц, совершивших уголовное преступление, к лишению свободы на: срок не свыше 2 лет без поражения в правах не является препятствием к призыву или мобилизации этих лиц в Красную Армию или Военно-Морской Флот.
В этих случаях судам предоставлялось право применительно к ст. 192 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. (примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) приостанавливать исполнение приговора до возвращения осужденного из Красной Армии или Военно-Морского Флота.
Практика доказала целесообразность постановления Пленума от 22 января 1942 г., и постановлением Пленума Верховного суда СССР от 25 июля 1943 г. было указано, что, отсрочка может иметь место вообще при осуждении к лишению свободы без поражения в правах, независимо от срока лишения свободы.
Пленум Верховного суда не давал указаний, при каких преступлениях можно, а при каких нельзя прибегать к применению примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР. Практика не применяла его к контрреволюционным преступлениям, к бандитизму, к осужденным на основании закона 7 августа 1932 г.»3)
Обращает внимание, что используется термин «отсрочка». То есть, после возвращения из армии заключенный продолжал отбывать наказание. Начиная с 1943-го года как поощрение для людей, которые «проявившие себя стойкими защитниками Родины и в силу этого освобожденные от наказания военным трибуналом или иным соответствующим судом по ходатайству военного командования» используется снятие судимости и освобождение от наказаний4)
Были так же бывшие заключенные, которых не могли призвать в армию, подобное не позволяло законодательство, так как они были пораженные в правах. В 1943-м же году доходит очередь и до них «1. Областным, городским, и районным военным комиссариатам, при содействии местных советов, органов НКВД и милиции, выявить всех мужчин в возрасте до 50 лет, не призванных в армию по причине поражения их в правах, за исключением лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления (кроме недоносительства) и бандитизм.
2. Всех выявленных подвергнуть медицинскому освидетельствованию по приказу НКО 1942 года № 336 и в отношении лиц, признанных годными к строю и годными к нестроевой службе, войти с представлением в местный народный суд о снятии с них поражения в правах.
…
5. По получении извещения от народного суда о снятии поражения в правах военным комиссариатам немедленно всех лиц, освобожденных от этой меры наказания, зачислять на воинский учет и призывать их в армию на общих основаниях.»5)
Все сказанное не означает, что отдельные осужденные за бандитизм не попадали в армию. Что бы пресечь это и окончательно регламентировать порядок передачи заключенных в армию в 1944-м году появляется приказ «Проверкой установлено, что судебные органы в ряде случаев необоснованно применяют отсрочку исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию (примечание 2 к статье 28 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) к лицам, осужденным за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, ворам-рецидивистам, лицам, имевшим уже в прошлом судимость за перечисленные преступления, а также неоднократно дезертировавшим из Красной Армии.
…
Запретить судам и военным трибуналам применять примечание 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующие статьи УК других союзных республик) к осужденным за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, ворам-рецидивистам, лицам, имевшим уже в прошлом судимость за перечисленные выше преступления, а также неоднократно дезертировавших из Красной Армии.
По остальным категориям дел при решении вопроса об отсрочке исполнения приговора с направлением осужденного в действующую армию судам и военным трибуналам учитывать личность осужденного, характер совершенного преступления и другие обстоятельства дела.»6)
В этом же приказе впервые появляется указание о том, что их следует отправлять в штрафные части «Лиц, признанных годными к службе в действующей армии, военкоматам принимать в местах заключения под расписку и отправлять в штрафные батальоны военных округов для последующей отправки их в штрафные части действующей армии вместе с копиями приговоров». До этого заключенные военкоматом направлялись служить в обычны части.
Выводы:
Обсуждение
Люди, не особенно знающие тему, пишут о штрафбатах. Для рядовых и младших командиров, совершивших воинское преступление, существовали штрафные роты, а для средних и старших командиров - штрафные батальоны. Разница небольшая, но есть. Просто так туда не попадали. Штрафных частей было не так много и особо большой роли они не сыграли. Направляли их на опасные участки фронта. Мне попадались воспоминания командира штрафной роты. Пишет он, что штрафники воевали старательнее, чем обычные солдаты, всем хотелось оправдаться. Пример. Мой дед с 23 июня 1941 года попал в армию, в авиацию. Полк стоял у города Щигры, при подходе немцев к Курску перелетел в г.Козлов (Мичуринск). Дед, еще один солдат и тракторист втроем грузили оставшееся имущество на тракторную тележку. Почти закончили и солдат, из соседнего села, звали его Тимофей, отвел деда в сторону и предложил уйти домой (до дома было всего 25 км). Мотивировал это тем, что сейчас октябрь, а немцы уже Курск берут, они все равно наших победят. Дед отказался, а тот набил вещмешок разными тряпками и в кусты. Дед это потом часто вспоминал. Прошло много лет, дед умер, была в разгаре перестройка. Как-то сосед позвал отца посидеть, покалякать. Говорит - вчера смотрел передачу про штрафников, много было несправедливости. И стал рассказывать, как мимо их части, на Курской дуге, проходила штрафная рота. Он увидел знакомого, того самого Тимофея. Спросил, за что попал в штрафную. Тот рассказал, что их часть проходила через их деревню и он забежал домой и занес кое-какие вещи. За это и загремел. Отец этому соседу и рассказал, как этот Тимоха дезертировал в 1941-м и два года драл горло доказывая всем, что немцы хорошие и им надо помогать. А потом наступил февраль 1943 года, пришли наши и всех таких Тимох направили на правильную стезю. Много в той деревне «бегунов» 1941 года набралось. Все они попали в штрафную, вернулся только один. Их никто не жалел, солдаты говорили - ты сволочь два года на печке вылеживался, а теперь вперед.
Сериал «Штрафбат» это такая «клюква», которая к реальности не имеет ни малейшего отношения, что многократно уже разобрано на просторах Интернета.