В сталинский период СССР поэзия Есенина была под запретом, его произведения не издавались, а чтение его стихов жестоко преследовалось.
«Поэзия Есенина была запрещена, имя его было приказано забыть. За чтение стихов поэта полагалась 58-я статья. И её получали. Революционному народу упадническая поэзия вредна - кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась не одно десятилетие»1).
«Было запрещено печатать и читать стихи Есенина. Говорить о нем боялись. Исследователь жизни и творчества поэта, следователь по особым делам МВД Э. Хлысталов позже расскажет, как его собственный отец, играя по воскресеньям на гармонике, тихо, чтобы не было слышно за дверью, напевал песни на стихи Есенина. Видимо, кто-то из соседей расслышал слова, потому что однажды ночью пришли трое мужчин, увели отца, и он пропал навсегда»2).
«Среди Них Светлое, Великое Имя Русского Поэта - Сергея Александровича Есенина. Творчество, которого было запрещено в течение более полувека, когда ни одному поколению с детских лет внушалось, что Есенин - эта похабщина, матерщина, грязь и разврат! Что он висельник, хулиган, хронический алкоголик, сифилитик, психически больной человек! … Мы знаем и помним, что Его стихи, когда они были запрещены, всегда читали подпольно, передавая как сокровище из рук в руки!»3).
«И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?»4).
«С 1926 года произведения Есенина были запрещены в течение 29 лет. После его смерти началась борьба с «есенинщиной» со всеми, кто, по выражению Троцкого, был «несроден» новой власти»5).
В данном случае, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Представляем вашему вниманию список изданий произведений «запрещённого» Есенина в период с 1926-го по 1955-й год6)7):
Обсуждение
Мне тут кое-кто из давеча доказывал, что Есенина запрещали уже в 60-70-е годы, мотивируя это тем, что его не было в школькой программе по литературе…
Более того, в школьной программе не было произведений Маркса! Тоже, видимо, запрещённого.
Есенин был в школьной программе!!!
вы не подумайте, я для примера того, как подобные мифы возникают на пустом, в общем-то месте.
вопрос надо дополнительно проветривать. Тут - http://www.proza.ru/2010/12/24/1024 есть упоминание, что стихи Есенина знали, но «он был запрещен». Нужно копаться - был ли он запрещен вообще, запрещен к преподаванию в школьной программе (мало кто вспоминает, что пресловутые списки запрещенных книг в США - списки книг, которые закупаются для школьных библиотек властями штата, а не списки того, что запрещено иметь в книжных магазинах) или еще как. Иначе любая инфа об издании Есенина в СССР не опровергает миф полностью.
Во-первых, миф говорит конкретно о запрете печати и хранения стихов Есенина, что однозначно опровергается списком изданий его произведений. Во-вторых, в школьную программу по литературе не входили произведения сотен известнейших авторов от античности до современности - надо ли считать, что их тоже «запрещали»? Ну, и в третьих, все разговоры про «запрет Есенина» не имеют никакой конкретики - кто, зачем, когда и кому его запрещал? А слухи и сомнительные воспоминания за доказательства, увы, не канают…
Хотелось бы пояснения что такое запрещен в школьной программе в реалиях СССР. Запрет может существовать только в ситуации разных школьных программ, не единой.
Господи!!! Как надоело это беспредельное вранье!!! я закончила среднюю школу в 1974 году!!! Есенин был в программе для обязательного изучения, Есенин был на экзаменах по литературе в 10 классе!!! Когда же прекратится это вранье!!!!
Вы поняли то самое чувство благодаря которому я один из создателей данного проекта. Именно так - надоело вранье. Судя по всему, я чуть моложе Вас. И Есенина проходил в 76-м, в технаре (из школы ушел с 8-летки, но далее 2 года в технаре у нас была общешкольная программа по общим предметам типа литературы). И когда несут бред о запрете Есенина, то я вспоминаю жескач по экзамену по литературу. Очень своеобразный учитель был, и отличие о школы не церемонился. Когда экзамен с 1-го раза сдал только один человек из группы. Остальные обязаны были кучу стихов вызубрить наизусть до уровня, что когда тебя перебивают - типа достаточно, а теперь такой-то стих, такая-то строфа - отвечай быстро…
Как бы и через почти 40 лет помнишь. И когда сказки рассказывают что был запрещен… А ведь уйдет наше поколение - так ведь и верить этим сказителям станут. Ни кто уже не сможет возразить или даже просто простонать - «о какой бред»…
Да.И,никто не вспомнит очень известную когда-то песню группы Альфа : Каждая задрипанная лошадь ту-ту-ту-ту-ру,головой кивает мне навстречу ту-ту-ту-т у-ру, для друзей приятель я хороший…:).
Возможно, что это одна из многочисленных выдумок Солженицына, распространённая затем диссидентами:
«Сколько лет считался «контрреволюционным» Есенин (и за книги его даже давались тюремные сроки)?» (Письмо к съезду, 1967)
Кстати, в домашней библиотеке нашёл
Л. И. Тимофеев. Русская советская литература: Учебное пособие для 10-го класса средней школы. Изд-е 6-е / Утверждено Министерством Просвещения РСФСР. М.: Учпедгиз, 1951
В главке о Есенине (Стр. 164-165) есть фотография поэта, характеристика сложная, приведу начало и конец.
»С. Есенин - сложный и во многом противоречивый поэт. Горький писал о нём: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком». Лирическое дарование Есенина полнее всего выразилось в проникновенно изображении русской природы, в тонкой любовной лирике. Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. (…) Его стихи замутила больная тема пьяной удали, кабацкого разгула. Песней хриплой и недужной Мешал я спать стране родной, - сказал он сам о своих стихах последнего периода. Он изменил самому себе, своему таланту, своей любви к родине («себе, любимому, чужой я человек»), уйдя в «Москву кабацкую», как назвал он цикл своих наиболее упадочных стихов. Но его лучшие стихи о русской природе, о чистой и светлой любви живут и будут жить в нашей поэзии.»