Войну выиграли только благодаря штрафбатам

Краткое содержание мифа

Миф используется, наряду с другими, для «обоснования» бездарности и жестокости советского коммандования.

Примеры использования

«Кто они, штрафники? Один из плена бежал, другой анекдот рассказал, третий струсил, четвертый письмо неправильное отправил, а пятого из лагеря выпустили - на время, чтоб кровью «позор» смыть. У них враги спереди и сзади, они окружены смертью… За ними внимательно следит заградотряд НКВД - наизготове с пулеметом власть советскую охраняет…».1)

«Мы воевали, в отличии от немцев: «мясом», штрафниками, заградотрядами».2)

Действительность

Термин «штрафной батальон (рота)» употреблялся в двух смыслах в разное время. Первое значение - часть, в которой отбывают наказание солдаты (т.е. соответствует военной тюрьме в некоторых странах). Затем в этом значении употреблялся термин «дисциплинарный батальон» (последнее употребление в таком значении в конце 20-х гг., позже - только «дисциплинарный»). В настоящее время дисбат – форма наказания для военнослужащих, юридически соответствующая принудительным работам без лишения свободы.

Второе значение относится ко времени войны. Уголовный Кодекс предусматривает отсрочку наказания до окончания войны с направлением в действующую армию.

Штрафные части были формой отсрочки. При этом предусмотренное УК снятие судимости за отличие в бою было упрощено до освобождения после ранения в бою или после награждения медалью (орденом Славы), которая предоставлялась, как правило, первому ворвавшемуся в траншею (1-3 награждения за бой) и т.п. После освобождения восстанавливались звания, возвращались ордена.

Военный трибунал назначал наказание в соответствии с УК в годах лишения свободы, но, кроме политических преступлений, осужденный направлялся в штрафроту (штрафбат), и после освобождения судимость снималась. В исполнение по приговору приводились только следующие виды наказания - расстрел и штраф, а прочее заменялось штрафными частями. Достаточно широко была распространена замена расстрела штрафными частями в порядке помилования.

В обычных, не военных условиях в армии существует система дисциплинарных наказаний - выговор, наряд вне очереди на службу или на работу, лишение увольнения, гауптвахта. Вполне очевидно, что в условиях войны она не работает. Именно по этому в условиях войны во всех армиях мира возрастает число приговоров – расстрелов. Штрафное подразделение представляется альтернативой между расстрелом за воинские преступления, трусость, неповиновение, дезертирство, уклонение от боя и всего лишь, временным, на срок от 1 до 3 месяцев, увеличением вероятности погибнуть в бою по сравнению с обычным подразделением.

Штрафные части Красной Армии были созданы на основании приказа 227. Лучше всего о характере штрафных частей говорят положения о штафных ротах и штрафных батальонах.

Начиная с 26 января 1944-го года в штафные роты начинают направлять заключенных с отсрочкой наказания (кроме осужденным за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, ворам-рецидивистам, лицам, имевшим уже в прошлом судимость за перечисленные выше преступления)

«Поскольку штрафным частям поручались наиболее сложные боевые задачи, потери как постоянного, так и переменного составов были высокими. К примеру, среднемесячные потери переменного состава за 1944 г. составили 10506 чел., постоянного 3685 чел.

Штрафные части Красной Армии существовали юридически с сентября 1942 по май 1945 г. Согласно архивным отчетно-статистическим документам численность их переменного состава (штрафников) ежегодно составляла:

1942194319441945Всего
2499317769414345781766427910

Таким образом, за всю войну в штрафные батальоны и роты было направлено 427910 чел.

Если взять для анализа 1944 г., когда все фронты вели наступательные операции, количество штрафных частей и численность их переменного состава характеризовались следующими показателями:

общее количество штрафных батальонов во всех фронтах Красной Армии колебалось от 15 (в январе) до 8 (в мае), а среднемесячное их число в этом году равнялось 11, при этом среднемесячная численность штрафников в одном батальоне составляла около 226 чел.;

общее количество штрафных рот во всех армиях колебалось от 199 (в апреле) до 301 (в сентябре), а среднемесячное число рот составляло - 243, при этом среднемесячная численность штрафников в одной роте составляла 102 чел.;

общие потери личного состава (убитые, умершие, раненые и заболевшие) всех штрафных частей за год (нарастающим итогом) составили 170298 чел. постоянного состава и штрафников;

среднемесячные потери постоянного и переменного личного состава всех штрафных частей за год составили 14191 чел., или 52 % от среднемесячной их численности (27326 чел.). Это в 3-6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г.»3)

Штрафные части ставили на наиболее опасные направления, поэтому они несли серьезные потери. Но не приходится говорить о том, что эти части воевали из-под палки, что если бы не заградотряды они бы разбежались. Утверждать подобное – прямое оскорбление воевавших в этих частях. «В случае неудачи с захватом Рогачева или отмены этого задания, нам предстояло в тактической глубине противника (до 20 километров), в его войсковом тылу активно нарушать вражеские коммуникации, их связь, взрывать мосты, по которым могут проходить гитлеровские войска, громить штабы».4)

Мне как-то сложно представить маневренную войну в тылу противника, основываясь на страхе перед заградотрядом. «И никаких заградотрядов, о чем многие хулители нашей военной истории говорят и пишут, не было, а была вера в то, что эти бывшие офицеры, хотя и провинившиеся в чем-то перед Родиной, остались честными советскими людьми и готовы своей отвагой и героизмом искупить свою вину, которую, надо сказать, в основе своей они сознавали полностью».

2)
из сетевых дискуссий
3)
«Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование» Под общей редакцией Кривошеева Г. Ф., М. «Олма-Пресс» 2001 г.
4)
Пыльцын А.В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003 г. 295 с.