Инструменты пользователя

Инструменты сайта


миф:паспорта_прописка_и_мобильность_населения

Паспорта, прописка и мобильность населения

Условное название мифа:

В СССР было невозможно свободное передвижение граждан, особенно сельских жителей.

Развёрнутое описание:

Ограничения на передвижения населения внутри СССР, создаваемые паспортной системой, были неадекватно велики и создавали положение близкое к «крепостничеству».

Примеры использования:

«В мае 2008 года на телеканале «ТВ-Центр» было показано молодежное ток-шоу на тему «Есть ли будущее у коммунизма». В роли специально приглашенного историка на нем выступила доктор исторических наук, член правозащитного общества «Мемориал» Ирина Щербакова, исследователь, по ее словам, советского периода. Само общество «Мемориал» давно и плодотворно занимается написанием истории репрессий в СССР, используя собственную, не до конца понятную простому человеку и весьма спорную методику, наводящую на мысли об идеологической заданности.

В качестве отдельного «убойного» аргумента, доказывающего бесчеловечную сущность советского проекта, исследователь рассказала об участи крестьян - даже паспорта колхозникам в СССР выдали лишь в 1974 году. Доктор призвала задуматься над этим вопиющим фактом – до этого, мол, труд крестьян использовался чуть ли не как рабский на плантациях». 1)

«…в СССР существовало серьёзное ограничение гражданских прав и свобод практически всего населения страны. В силу этого население СССР, в сравнении с другими цивилизованными странами, имело низкую мобильность (драконовская паспортная система, строгий воинский учёт существенно ограничивали возможности выбора места проживания и работы )». 2)

Действительность:

В действительности Советский Союз не носил характера «идеальной антиутопии», который ему пытаются приписать антикоммунистически настроенные авторы. Мобильность населения в СССР существовала и в рамках паспортной системы и играла заметную роль в повседневной жизни страны.

В 1920-1930 годы страна переживала исторический переход от аграрного к индустриальному обществу неизбежно связанный с переходом значительного числа населения из сельской местности в город. Стремясь регистрировать и регулировать этот процесс, власть ввела институт местной регистрации или прописки (1925) и паспортную систему (1932). Система действовала в городах и рабочих поселках, не охватывая сельскую местность. Паспорта в сельской местности были введены только в 1970-е годы. 3)

Однако эта система регистрации населения вовсе не исключала миграцию людей из деревень в города. «Между переписями 1926 г. и 1939 г. сельская местность СССР потеряла в миграциях 18,7 млн. чел., т.е. почти весь естественный прирост» - сообщает статистика. С 1959 по 1974 год (введение паспортов в деревне) сельскую местность покидало и переселялось в города до 1 миллиона человек ежегодно. 4)

Если это – «крепостничество», то совершенно неясно, в чем тогда выражается свобода передвижения. Столь активная миграция из деревни, не охваченной паспортной системой, объяснялась просто: паспорта сельским жителям все-таки выдавали на организованной основе, ограничивая их число возможностями города по принятию новых жителей.

«Желающим учиться в профучилище, поступить в институт, «делать военную карьеру», трудиться на вновь созданных предприятиях и т.д. паспорта все-таки выдавали. Существовала определенная проблема «просто переселиться в город» – по двум причинам, и обе зависели не от наличия паспорта, а от наличия института прописки. Государство считало своей обязанностью обеспечить каждого человека жильем и рабочим местом. Рабочее место, кроме того, требовало определенной квалификации (и здесь желающий мог повысить свою квалификацию в училище или ВУЗе, ограничения отсутствовали).

Куда без работы и жилья денется «просто приехавший», не имеющий квалификации и образования? Собственно, это мы наблюдаем ежечасно на улицах Москвы – с таджиками, живущими в бункерах мусоропроводов, многочисленными бездомными и попрошайками, которые согласны на любую, в том числе и криминальную, работу. Да, действует свободная экономическая миграция, и каждый может, продав дом в деревне, попытать счастья в столице – например, пополнить число попрошаек на Курском вокзале» - пишет Дмитрий Лысков. 5)

Важно подчеркнуть, что если не считать объективных ограничений емкости жилья и промышленности в городах советский гражданин был полностью свободен в выборе места жительства. Он мог не только перебраться из города в деревне в рамках области или даже республики, но свободно перемещался по всей территории Союза. Это отражает в частности статистика миграционного сальдо РСФСР:

1951-1955 - 670 тысяч человек
1956-1960 - 783 т. ч.
1976-1980 - 607 т. ч.
1981-1985 - 869 т. ч.
1986-1991 - 1110 т. ч. 6)

Велики или малы приведенные цифры внутренней миграции в СССР? Это легко определить с помощью исторических и международных сопоставлений.

Например, в 1980-е годы доля населения, сменившего за год место жительства, составляла в СССР 5-6%. В 1998 она составила в России –1,4%, в Венгрии – 4%, в Швейцарии – 6,1% в Австралии – 7,9%. 7)

Таким образом, следует признать, что уровень мобильности населения в Советском Союзе, несмотря на часто упоминаемую ограниченность географии выдаче паспортов был выше современного российского и соответствовал среднему мировму уровню, не являясь ни слишком высоким, ни слишком низким.

3)
Здесь и далее историческая справка об эволюции советской системы регистрации населения по К. Любарский Паспортная система и система прописки в СССР
4)
Ж. А. Зайончковская Внутренняя миграция в России и СССР в XX веке как отражение социальной модернизации / Мир России. Т. VIII, № 4, 1999. С. 27.
6)
В. А. Ионцев, А. Н. Каменский Международная миграция населения в России: уроки Каира / Международная миграция населения. Россия и современный мир. Выпуск 12. М.: МАКСС-Пресс, 2004. С. 13.
7)
Ю. Андриенко, С. Гуриев Географическая мобильность населения в России / Служба занятости, октябрь, 2005.

Обсуждение

Заревич, 2012/03/22 20:29

Точно, запрещали деревенским в города переезжать… Откуда же столько «понаехавших» в таком случае?

Зарин, 2012/04/04 11:42

А куда наезжают сейчас? В москвабад и пидер. А раньше сколько людей ехало на строительство предприятий и там же потом оседало - Норильск, Магниторск, Павлодар, Новокузнецк и т.д

Крылов Владимир Алексеевич., 2012/07/19 23:38

Выдача паспортов в колхозах (в совхозах и МТС крестьянам паспорта полагались) отдавалась на усмотрение председателей, которые, натурально, неохотно отпускали толковых работников и молодежь. Но это было вполне преодолимо. Вот здесь неплохо изложено, даром, что Википедия. Там есть раздел «Паспортная система и колхозы»:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%F5%EE%E7#.D0.9F.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0_.D0.B8_.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.85.D0.BE.D0.B7.D1.8B

Алексей, 2012/10/25 10:01

О какие мы благородные - паспорта не выдавали только потому, что в рабочем месте уверены не были. А то, что систему паспортную в деревне ввели в декабре 1932 г., когда страшный голод уже стучался в двери, - это, конечно, совпадение. Хотя куда там - только упомянув сталинский период, автор тут же переключился на хрущевский, когда проблема потеряла остроту. Естественно, полностью миграцию не могли запретить - рабочие руки-то нужны, солдатские тоже.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/25 10:21

А то, что систему паспортную в деревне ввели в декабре 1932 г

Ерунда. Ввод паспортной системы проходил в течении 5 лет. Т.е. в разных регионах - в разное время. За 1-й год только Москву с Ленинградом паспортизировали. На Ваш взгляд это простейший процесс, типа рукой махнул и завтра все с паспортами?

Администратор, 2012/10/25 10:27

Вчера только Толя мне ссылку показал: Сведения о количестве выданных паспортных документов в СССР с 1933-1940 гг.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/25 15:47, 2012/10/25 15:48

Надо бы найти план введения паспортов по регионам. Насколько я помню, до того же Новосибирска очередь доходила в 36-м. И это - планирование. Фактически все время было отставание

Алексей, 2012/10/28 01:02

Однако постановление принято именно в декабре 1932. Поэтому крестьянам паспорта не выдали ни в 1932, ни в 1940. То, что паспортизация произошла не одномоментно, свидетельствует об осознаваемом руководителями отсутствии технических возможностей, только и всего. Да что говорить, если и в городах в конце концов осуществилось «закрепощение» рабочих на предприятиях.

Алексей, 2012/10/28 01:15

Уж при желании можно было осуществить хотя бы частичную паспортизацию в наиболее пораженных голодом регионах до того, как смертность от голода достигла пика (лето 1933). Почитайте мотивировочную часть самого постановления: «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов…» Вот и «очищали» города от «элементов». Недаром в первую очередь (в течение 1933 года!) паспортизацию должны были провести в наиболее крупных городах, где лишние кривотолки да треволнения на фоне предстоящего «жить стало лучше, жить стало веселей» были особенно нежелательны. Указанная в статье мотивация, возможно, также имела место, но нуждается в более веских доказательствах, чем простом постулировании ее автором.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 01:26

Я что-то не понял. Т.е. Вы хотели бы привязать к паспортной системе не только жителей городов, но и крестьян? Т.е. запретить крестьянам свободное перемещение по сельским местностям? Крайне интересная критика СССР, весьма.

Алексей, 2012/10/28 04:38

Не знаю, почему Вы пришли к такому выводу. Я имел в виду то, что имел в виду: крестьянам, не имеющим паспортов, было куда труднее спрятаться от голода в паспортизированных городах.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 04:51

Извиняюсь, но от голода прятаться в городах это просто глупо. Хотя бы по той простой причине что в городах голодное время начинается ранее. И уже с 28-го года там карточки. К 30-му уже все по карточкам. Т.е. просто приехать в город - это заведомо голодать. В отличие от ситуации с переездом по найму, набору и т.д. - там принимающая организация решает вопросы как с карточками, так и с паспортами.

Андрей, 2013/07/05 09:36

Моя бабушка и вся ее семья (мать, сестра и брат) в голодные годы жили в деревне на Украине. С ее слов выжили они, в числе прочего, за счет продуктовых посылок от городской тетки. Вот так. Согласитесь в этом есть логика. Излишки у крестьянства изымались и рапределялись в городах (в том числе), если допустить перегибы с изъятием продовольствия на местах, то такой источник пропитания как город весьма допустим. Так что прятаться в городах от голода в то время было бы вполне логичным.

Василий, 2013/03/13 03:41

Что это у вас за глупость?

А что же в городе, по-вашему, булки и сардельки росли на дереве и надо было только поехать туда и сорвать, но мешало отсутствие паспорта?

А у американцев был паспорт, и почему в США люди умирали от голода?

зенитный прожектор, 2013/04/18 18:23

В США никогда не было внутренних паспортов. И сейчас нет. Американцу паспорт нужен только при поездке за границу. Ну и голодных смертей там сколько было? over 100 тыщ мильёнов, замученных голодом лично Ротшильдом? :-)

Администратор, 2013/04/18 19:14
В США никогда не было внутренних паспортов. И сейчас нет.

Правильнее говорить что в США не было института прописки, так как SSN там с успехом заменяет паспорт в плане идентификации личности.

Ну и голодных смертей там сколько было?

Есть один дискуссионный материал и по этому вопросу: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=24&idArt=1487

Алексей, 2012/10/28 05:01

Извините меня, Вы видите разницу между полуголодным существованием в городе и голодной смертью в деревне? Я Вас уверяю, к началу 1933 г. те городские для крестьян - манна небесная. Это уж не говоря о том, что вряд ли уровень осведомленности всех крестьян о городской жизни был настолько высок. И о том, что вряд ли советская власть могла желать распространения в городах информации об истинном положении дел в деревне.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 05:58

Не полуголодное а,- если нет карточек - полностью голодное. В этих условиях в деревне попроще будет. Есть, кстати, довольно аргументированное мнение, что основной голод 1933-го ударил не по селу, а по малым городам/населенным пунктам. Которые еще не имели карточек, как крупные города, не имели ни каких резервов, как села

Алексей, 2012/10/28 06:42

Вот на это мнение хорошо бы иметь ссылку. Особенно в свете оцепления сел, занесенных на черную доску, войсками, чего не наблюдалось в поселках. Так или иначе, в городе можно было попытаться устроиться. Да и, опять-таки, откуда Вам известно, что крестьяне обо всем этом знали? Даже если знали - Вы думаете, умирающий от голода человек может рассуждать так же рационально? Что он не ухватится за любую соломинку? Говорить, что в деревнях «попроще» - значит, забывать о миллионных жертвах голода. При этом сейчас не имеет значения, где именно разбушевался голод и каковы его причины - важно, что была критическая масса людей, готовых на все ради того, чтоб уехать из деревни - уехать хоть куда-нибудь.

А вот зрелище умирающих на городских улицах крестьян, естественно, вызывало у наблюдателей разные нехорошие мысли, распространения которых соввласть очень не хотела бы допускать.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 07:23

Ссылку - пожалуста http://www.gazeta-nd.com.ua/rubrics/dela_davno_minuvshih_dney/699.php читайте все, но по Вашему вопросу - см. 2-ю часть начиная с заголовка «Голод был в малых городах и крупных селах»

«Говорить, что в деревнях «попроще» - значит, забывать о миллионных жертвах голода»

Нард сомневается в называемых цифрах. «Всего по нашим оценкам от голода и его последствий в Днепропетровской области (в современных границах) в 1932 умерло порядка 0,05% населения (1,1 тыс. человек), а в 1933 – 1,2% населения (25,5 тыс. человек)» http://nazar-rus.livejournal.com/47141.html#comments

Алексей, 2012/10/28 08:49

Первое отметаю сразу, ибо ни единой цифры, ни единого документа, только выкладки, и автор явно тенденциозен. Да и проблему вымирающего села это никак не объясняет.

Второе - тоже весьма сомнительно: говорил о городах, а вывод сделал о городах и селах; исключил смерти от болезней, т.е., по сути, повторил печально известную американскую схему махинаций со статистикой; далее, его вывод о точном учете всех смертей не убедителен; в-четвертых, даже если бы это все было правдой, мы не можем брать за основу только одну область (напомню, тему именно Украины сейчас не поднимаем); наконец, статус этого Нарда мне вообще неясен. Насколько точны его сведения? Предпочитаю доверять более серьезным изданиям, вроде авторитетнейшего демографического издания СНГ «Демоскоп». Там цифры совсем другого порядка: http://demoscope.ru/weekly/2003/0101/tema02.php. Французские демографы дают смертность в тот период 2.6 млн, но только по Украине. Так что порядок цифр серьезными исследователями под сомнение не ставится.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 09:16

Не знаю чего вы в данной демоскоповской статье нашли серьезного. Рассуждать о голоде и не использовать исследования Таугера… Да и отсылки к Андреев/Дарский тоже внушаютЪ. Я все собирался, да так и прособирался написать небольшой обзор «Демографическая история России». Там на каждой второй странице можно недоуменные вопросы расставлять. Крайне небрежная работа. Уж тогда (не к ночи будь помянутый) Кульчинский и то лучше. Что же по работе Назара то это публикации отдельных граф книги над которой работает. Можете не доверять, я позже подыщу другие ссылки и работы. Просто сегодня утром у нас спор прошел по десятку направлений сразу. А я не триггер, что бы столь быстро переключатся. Посему, временами, даю не лучшие/беспорные ссылки, а то что под рукой.

Алексей, 2012/10/28 09:26

А что Таугер? Таугер еще может быть авторитетом для выяснения причин голода, но уж никак не для выяснения количества его жертв (а нас сейчас именно это интересует). Ну кто такой этот Назар? Научная степень есть у него? И, пожалуйста, не называйте Кульчицкого Кульчинским:-D Но Вы имели возможность убедиться в том, что Назары, по крайней мере пока, - маргинальное меньшинство в науке. Урланис в 1974 году (надеючь, Вы согласитесь, что в тех условиях трудно было исследовать вопрос объективно: архивы закрыты, и цензура работает) - и тот 2.7 млн дал. Если хотите ориентироваться на него в выяснении истины, то пострадает от этого в первую очередь Ваш сайт. Уж, во всяком случае, это издание Института демографии РАН, а не безвестного Назара.

Кстати, просил бы Вас удалить статью «Казаки - отдельный народ». Ибо она целиком и полностью базируется на антропометрии, то есть на гитлеровских методах, по сути говоря. Как будто этничность только из этого складывается.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 09:51

Уж, во всяком случае, это издание Института демографии РАН

Поищите на этом сайте по слову «голодомор». Увидите насколько там все политивизировано. Еще раз - тогда уж лучше использовать Кульчицкого, он на этом сайте есть. http://demoscope.ru/weekly/2003/0101/analit01.php

Алексей, 2012/10/28 09:59

Ясно. У Вас уже и Институт демографии РАН «политивизирован» в антисоветскую сторону. Ну посмотрите на данные тех авторов, на которые «Демоскоп» ссылается. А то, что они опубликовали доктора исторических наук Кульчицкого, ничего не значит. Я Вам дал ссылку на РЕДАКЦИОННУЮ статью издания. Прекращайте верить в теории заговора - «кругом враги» и все такое:-D

Алексей, 2012/10/28 10:05

Ну посмотрите французов еще (между прочим, с россиянами Адамцом и Пирожковым работали): http://books.google.com.ua/books?hl=en&lr=&id=MTxiVqfUdL4C&oi=fnd&pg=PR11&ots=WTNwHObbq9&sig=QpwSZbZ0IG-WFFDdatj1hyJLyCQ&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 10:32

Пожимая плечами. Скинуть Вам мою папку закладок «голод»? Там сотни полторы будет…

Алексей, 2012/10/28 11:15

Если там будут не назары, а равные по авторитетуПолужирный фигуры, то милости просим. Только как-то у Вас вся Россия вкупе с Госдумой во вселенский заговор втянута оказалась, не находите? Уж во всяком случае при таких серьезных оппонентах о «мифах» говорить вообще не приходится.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 10:30

У Вас уже и Институт демографии РАН «политивизирован» в антисоветскую сторону

Посмотрие на http://www.google.com/search?q=site%3Ademoscope.ru&q=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80&btnG=Search+at+Demoscope+Weekly и скажите мне, положа руку на сердце, не кажется ли Вам что количество политических статей для научного источника слишком велико, зашкаливает?

Алексей, 2012/10/28 10:56

Нет, ибо подавляющее большинство - под рубрикой «Газеты пишут». Кульчицкий действительно автортет по данному вопросу, кроме того, он крупнейший специалист в Украине, а журнал как раз претендует на представительство всего СНГ. Там и казахи печатались. А в той статье ссылки на авторов из разных стран, в т. ч. уже упомянутого Урланиса из СССР. И никто менее 2,7 млн не дает, а после 1990 - менее 7. А Вы мелочными придирками занимаетесь, ссылаясь на неавтоитетного назара.

Вот Вам: http://ru.wikisource.org/wiki/Заявление_ГД_РФ_%22Памяти_жертв_голода_30-х_годов_на_территории_СССР%22

Алексей, 2012/10/28 11:02

Кстати, о человеке с собакой я впервые слышу. И о Ваших с ним отношениях понятия не имел.

Алексей, 2012/10/28 09:45

Вот здесь хорошо о причинах паспортизации: http://www.kommersant.ru/doc/1147485

Алексей, 2012/10/28 09:48

И вот здесь: и паспорта, и цифры есть.

Алексей, 2012/10/28 09:48

http://man-with-dogs.livejournal.com/617124.html

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 09:55

Назара выкидываем, а человека-с-собакой подсовываем как источник. «Я весь в восхищении»(с) А по умнее и по менее упертого источника не нашлось???

Алексей, 2012/10/28 09:56

Я знал, что Вы это скажете:-D Посему обращаю Ваше внимание, что у man-with-dogs не отсебятина (как у Назара), а ссылки на Зеленина (в его авторитете Вы не сомневаетесь?) и документ российской Госдумы, уж точно не зараженной.

Раковский Андрей Валерьевич, 2012/10/28 10:28

Если уж Вы в курсе моих отношений с человек-с-собакой, то должны понимать, что я побрезгую к нему заглядывать. И если хотите ссылаться на того же Зеленина - то ссылайтесь на прямую. Иначе разговора у нас не получится.

Можете передать ему, по нашему последнему с ним спору, что я настаиваю: главкомы - штучный товар, все на перечет. Главкома Ивакина не существовало. Соответственно документ с его «подписью» - фальшак.

Алексей, 2012/10/28 11:01

Зеленин (в файле это страницы 30-31):

http://history.org.ua/JournALL/e_dzherela/Tragedia/Tom3.pdf

Алексей Т., 2013/06/23 11:17, 2013/06/23 11:18

Выдача паспортов осуществлялась не председателями и не правлением колхозов, в городскими отделами милиции. Председатель был обязан выдать справку, удостоверяющую личность. При этом существует ряд постановлений правительства в которых четко прописано что за отказ в выдаче данной справки ответственное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за самоуправство.

Анализ законодательства СССР, регламентирующего порядок паспортизации населения, показывает что никаких проблем у колхозников с получением паспортов не было, а все спекуляции на данную тему оказываются не более чем откровенной ложью перестроечных пропагандистов.

ПыСы. По поводу подлюк-председателей, не выдававших справки. Те, кто повторяет эти глупости, абсолютно не учитывают что председатель был не назначаемой а выборной должностью. И если бы какой-нибудь «орёлик» начал в массовом порядке отказывать колхозникам в получении справки на паспорт то его бы на ближайшем собрании колхозников просто выпнули бы под зад коленом с занимаемой должности и выбрали другого.

Квятковский Михаил Олегович, 2013/10/25 16:32

Ну, наверное, всё-таки, условно-выборной. Т.Е., если представитель райкома рекомендовал т. Пупкина, колхозники дружно голосовали «за». Ну и «выпнуть» его было не так-то просто…

олег, 2014/01/17 12:24

Совершенно верно. В голод 32 33 года на Украине страдали прежде всего местечковые поселения. Ибо распределение бюджета в те времена было своеобразным. к примеру областные города снабжались из госбюджета, а вот местечковые из районного бюджета. а районный бюджет в основе складывался из сельхоз поставок. А их небыло с 1929 года, ибо колхозов ещё нет, а крестьяне зажиточные хлеб не продают, держат цену. ссылок не дам. хотя сейчасм есть и полные данные по этому вопросу. Знаю с рассказов двоюродного деда. он с Украина, мирополья. Рассказывал как по деревням ездили хлебные излишки искали. Не, не по деревням, а по местечкам, искали хлеб у перекупов. Так вот. В одной хате малого, умершего варят, а в соседнем дворе пуды зерна в земле киросином залитые!

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.
миф/паспорта_прописка_и_мобильность_населения.txt · Последнее изменение: 2019/12/05 13:27 — admin